|
|
Пасха
Есть много праздников, которые любят встречать россияне. Но одним из
главных является весенний праздник- Пасха. Это светлый и добрый
праздник несёт с собой веру, надежду и любовь.
Воскресение день, просветимся торжеством!
Первый и самый великий праздник в новозаветной церкви, это праздние
Пасхи или Воскресения Христова. "Что такое Пасха?" - спросила
молодая женщина у иеромонаха. Он остановился, пристально посмотрел
на неё и задумаслся. А потом сказал: "Это очень трудно объяснить. У
меня есть друг, ему за семьдесят. Так вот он недавно сказал, что год
за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое
Пасха. Но даётся это трудно."
Поражённая таким ответом, женщина стояла и с недоумением смотрела на
батюшку. Весенний ветер развевал его мантию, а взгляд его был
устремлён далеко-далеко. "Вам больше всего в жизни желаю
приблизиться к пониманию того, что такое Пасха," - сказал он и пошёл
дальше.
Пасха! Как же произошло это событие? В глубокое утор третьего дня по
смерти Христовой произошло великое землетрясение, и Господь расторг
врата адовы и Своим божественным всемогуществом воскресил Своё
человечество и положил основание нашему воскресению. Сошёл с неба
ангел и возвестил людям о воскресении Господа. Вид его был, как
молния, одеяние бело, как снег. Отвалив камень, он открыл свободный
доступ ко гробу мироносицам и апостолам. Утром рано, когда было ещё
темно, спешили благочестивые женщины ко гробу, чтобы помазать миром
тело Спасителя. Одна из них, особенно любящая и благодарная, Мария
Магдалина, первая приходит к пещере и видит: камень взят от гроба.
Подавленная тяжкой мыслью: где же Господь, - она устремляется к
апостолам Петру и Иоанну. "Унесли Господа", - сказала им. Те пошли
осмотреть пещеру и нашли только одежду Его и не знали, что это
значило. Прочие же мироносицы, пришедшие ко гробу вскоре после Марии
Магдалины и бывшие ранее этих апостолов, входят во гробю и слышат от
ангела: "Что вы ищите живого между мёртвыми? Его здесь нет, Он
воскрес. Вот место, где Он был положен. Идите скорее, скажите
ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мёртвых и предваряет вас в
Галилее; там Его увидите"(Мф.28,1-7). Через несколько времени опять
подошла ко гробу Магдалина и горько заплакала. Вот свет некий
мелькнул в пещере: она видит двух ангулов, в белом облачении
сидящих: одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. Они
сказали ей: "Жено! Что плачешь?" - "Унесли Господа моего, и не знаю,
где положили Его!". В это время она оглянулась назад и увидела
Иисуса, но не узнала Его и приняла за садовника. Господь говорит ей:
"Жено! Что плачешь, кого ищешь?" Мария сказала:"Господин! Если ты
взял Его, скажи мне: где положил Его и я возьму Его". - "Мария!" -
сказал ей воскресший Христос. По этому слову Мария узнала Господина,
бросилась к ногам Его со словом: "Раввуни!". - "Не прикосайся ко
Мне, - сказал ей Господь, - а иди к братии Моей и скажи им: восхожу
ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему."
Такова евангельская история о Воскресении Иисуса Христа.
Пасха есть день радости христианской.
Христос воскрес из мёртвых, Смертию смерть поправ и сущим во гробех
живот даровав.
Для жизни созданы мы, и будем жить в этих же самых наших телах:
будем жить вечно. Какая радость и какое утешение в этих словах для
нас, смертных! Чего же нам, после этого, бояться смерти?
Преемственность дня и ночи, ежегодное обновление природы весной, -
всё это создано для того, чтобы наглядно и живо представить нам наше
будущее воскресение.
Великий пост, предшествовавший Пасхе, круто менял образ жизни
городов и весей. В течение всей первой недели поста запрещались
всякие развлечения, театральные представления и музыка. Из
общественных мест функционировали только бани. "Кругом, - вспоминает
современник, - делалось тише, скромней, даже говорили и смеялись на
улицах не так громко, и не было видно пьяных. А дома за столом -
капуста кочанная с маслом, суп грибной... и уже нет мяса и в помине.
Утром за чаем - сахар постный разноцветными кубиками, изюм, в
корзинке румяные из теста жаворонки с черными глазами из коринки. И
еще хлебные кресты. Это все предвещало разлуку с долгой, суровой
зимой". Канун самой строгой последней недели поста - Страстной,
когда в воздухе уже чувствовалось весеннее обновление, - приходится
на Вербное Воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. В
православных храмах во время литургии происходило освящение веточек
вербы - напоминание о пальмовых ветках, которыми устилали путь
Спасителя в столицу Иудеи. В Москве на Красной площади открывался
громадный рынок, прозванный "Вербой". Здесь в ларьках и палатках
продавали всякую всячину - глиняную посуду пасхальные игрушки,
образа, бумажные цветы и вербу. Ею, вишнево-пушистой, с золотистыми
вербешками, полны были и сани подмосковных крестьян. Каждый
стремился приобрести несколько веточек, чтобы дома положить за
образа до следующей "Вербы". Площадь была полна народа: одни что-то
покупали, другие только гуляли и, что называется, глазели. В
праздничной толпе - смех, шутки, балагурство. Высоко в воздухе, над
головами гуляющих, летали большие связки разноцветных воздушных
шаров, их охотно покупали для детей, а иногда забавы ради отпускали
под облака. Красивое зрелище взмывающих вверх шаров привлекало
внимание, многие потом недосчитывались своих кошельков, часов и
бумажников. Ближе к праздничному дню начинались хозяйственные
хлопоты. Магазины наполнялись товарами, в бесчисленные лавки
свозились сотни свиных окороков, битых индеек, гусей, цыплят; в
подвалах еле успевали опорожнять винные бочки; в торговых оранжереях
была давка от покупателей, цветущие махровые сирени, гиацинты и
ландыши дня за два до праздника в изобилии разносились в корзинах по
Москве, дразня внимание тех, у кого не хватило денег на такие
покупки и подношения. Люди убирали дворы, скребли и чистили дом,
ходили в баню, закупали провизию, заготавливали пышные куличи и
творожные пасхи и, конечно же, красили яйца. Для крашения яиц
применяли фуксин, луковую шелуху яркие обрезки шелка. При этом
пасхальные яйца в разных местностях отличались своеобразием рисунка.
На одной из этнографических выставок прошлого века было представлено
около 800 расписных яиц из разных мест России! Крашеные яйца в
корзинах ставили обычно в столовой на окошке и "христосовались" со
всеми домочадцами и гостями, приговаривая: "Пусть ваша жизнь будет
кругла, как яичко" (т.е. без сучка и задоринки). И даже в витринах
магазинов, детям на радость, появились карусели с яичками и тихо
кружились, мелькая то пунцовым светом, то зеленым, то белым
атласным... В витринах же булочных и пекарен красовались куличи. И
таблички: "Принимаются заказы на пасхи и греческие бабы". Но как ни
хорош был кулич от Филиппо-Мрикосова, в церковь несли освящать
только собственного приготовления, ведь Москва - и дворянская, и
купеческая и ремесленная - исстари любила не купленное и угостить не
купленным. Поэтому в праздники для хозяек наступала страда - надо
было испечь куличи, приготовить пасхи из творога, масла и сметаны на
всю семью, которая порой состояла из двух десятков человек. А еще
"парадная" пасха для гостей, пасха для слуг, для бедных
родственников. Да и "священные" пасху и кулич надо было приготовить
таких размеров, чтобы каждому домочадцу хватило по кусочку на каждый
день в течение всей Светлой седмицы, т.е. пасхальной недели. Задача
не только кулинарная, но и математически сложная! Кроме "священной"
готовилось еще много других пасх "для еды" по разным рецептам:
вареные и невареные, сметанные и творожные, шоколадные и
фисташковые. Не менее вкусны были и куличи, которые тоже делались
солидных размеров. "На пуховых подушках, чтобы не проваливались, -
вспоминает современник, - лежат огромные куличи, прикрытые розовой
кисейкой, остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым". А как
весело было ходить в пасхальную неделю по гостям - "пасху сливочную
пробовали у дьячка со всякими цукатами, потом у псаломщика кулич
ели... у Домны Парфеновны полон стол пасхальный... У ней шоколадную
пасху пробовали и фисташковую и бабу греческую - ну закормила..."
Пасхальное утро начиналось с веселого перезвона церквей -
"просыпаюсь радостный, меня ослепляет блеском, и в этом блеске
веселый звон... сразу не могу понять, отчего такой блеск и звон и
вдруг вспоминаю: да это Пасха! Яркое утро - солнце и пасхальный
звон!". Трезвонили у Казанской, у Ивана-Воина, у Николы в Пыжах и
дальше по всей Москве. И всех желающих звонить - Пасху славить -
пускали в этот день на колокольни. Повсюду устраивались красочные и
шумные зрелища. В балаганах ставились незатейливые исторические
драмы и комедии, кричали петрушки, на бульварах гремели духовые
оркестры, взлетали качели, крутились карусели. В разукрашенном
флагами и гирляндами Манеже на открытых подмостках выступали
фокусники, акробаты, куплетисты и хоры песенников. Иногда на
пасхальной неделе в Манеже открывалась очаровательная цветочная
выставка, о которой старожилы с удовольствием вспоминали и полвека
спустя. Колоссальная внутренняя площадь Манежа бывала вся в цветах,
клумбах, декоративных растениях и благоухала тонкими разнообразными
ароматами; а так как это бывало в раннюю пору весны, когда на улицах
лежал еще грязный и мокрый тающий снег, то впечатление от этого
необычного, громадного цветника было очень радостным. Не обходилось
и без традиционного катания на лошадях - в России очень любили
щеголять породистыми рысаками и всего охотнее делали это на
праздничных гуляньях. Немало находилось и любителей верховой езды, и
в их числе многолетний "хозяин" Москвы - генерал-губерна-тор В.А.
Долгоруков, сопровождаемый блестящей свитой. А на всем протяжении
разъезда стояло множество зевак, любовавшихся красивым зрелищем. И,
конечно же, по старому русскому обычаю в эти пасхальные дни
посылались и разносились дары бедным и неимущим, родственникам и
совсем не знакомым людям в богадельни, сиротские приюты, больницы и
тюрьмы. Не обделялись и нищие странники - ведь в народе говорили,
что "от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с
апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого".
|